Перевести страницу

Статьи и Материалы

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Интервью с Бернардом Сарториусом


Бернард, Вы много путешествуете и до Екатеринбурга проводили семинар в Москве. Чем, на Ваш взгляд, отличаются швейцарские города от Москвы и от Екатеринбурга?

Могу попробовать ответить, как человек со стороны, – навскидку и субъективно. Все города чем-то похожи, но у меня сложилось впечатление, что в России старинные исторические здания сносят гораздо чаще, чем в Швейцарии. Но зато люди здесь гораздо теплее, добрее и человечнее. И это касается как Москвы, так и Екатеринбурга. К сожалению, в Швейцарии есть тенденция к большей человеческой закрытости – обычный человек замыкается в себе, словно боится других людей. В Екатеринбурге люди более спокойные и меньше подвержены стрессу, нежели в Москве. Там от меня требовались быстрые ответы и рассуждения; здесь атмосфера больше располагает к размышлениям – у меня есть время подумать. Тем не менее, разница между городами не столь велика, и обе группы мне очень понравились.


Екатеринбург – это еще и место, где закончилась история российского самодержавия. Вы как-то почувствовали это?

Нет. Честно – нет. На меня большее впечатление произвел сам Урал, его камнерезное и ювелирное искусство и особенно уникальный Каслинский павильон.


Прежде, чем стать аналитиком, Вы были священником. Что Вы приобрели, став аналитическим психологом, и почему Вы это сделали?

Честно говоря, я никогда не хотел быть священником. Меня всегда тянуло к психологическим исследованиям. Мне не нравилось работать в церкви, не нравилось следовать ее правилам, но деньги были нужны. Я хочу сказать, что хотел выбраться оттуда как можно раньше. Мои внутренние приоритеты изменились – я захотел стать аналитиком, но это не было для меня психологическим изломом. Я просто обратился к тому, чем всегда хотел заниматься – познавать человеческую душу. Конечно, я не жалею, что изучал теологию, это до сих пор освящает многие аспекты моей работы.


В ходе семинара Вы коснулись астрологии. Как Вам кажется, в каком случае аналитическому психологу имеет смысл обращаться к ней?

В каком случае? Сложно сказать... Обычно в анализ астрологию привносят сами клиенты. Они часто приходят с уже готовым гороскопом, точно так же, как они приносят и свои сновидения. И, конечно, мы работаем и с тем, и с другим. Но я никогда не скажу, что вы должны составить свой гороскоп.


Имеет ли смысл аналитику прибегать к астрологии в сложных – тупиковых или кризисных – ситуациях в судьбе его клиентов?

Да. В таких ситуациях астрология, на мой взгляд, может оказаться очень полезной, хотя чаще я использую И-Цзин – китайскую книгу перемен. Таро, астрология и И-Цзин – все они говорят о том, что в жизни нет ненормальных ситуаций. Есть более болезненные, более сложные, но ненормальных не существует. В этом плане астрология помогает клиенту принять тяжелую ситуацию и дает надежду на ее изменение.


В ходе семинара Вы использовали для супервизий необычный для нас двухчасовой временной формат. Почему?

Для меня это самый обычный формат. В Цюрихе с группой я, как правило, и работаю по два часа, особенно, если мы занимаемся интерпретацией. Если речь идет об индивидуальной супервизии, то да – это один час. Кроме того, учитывайте время, которое уходит на перевод.


В своей лекции Вы описали несколько видов тишины. Какую роль тишина играет в Вашей жизни?

Огромную. Я очень люблю тишину, хотя здесь я только и делаю, что разговариваю… Часто я ухожу в те места, где тихо, где есть только природные звуки. А вот звуки транспорта, шум машин я ненавижу!


Какая природа вам нравится?

В Швейцарии – это горы. В Англии – Атлантический океан.


Вы сказали, что Бог в западной цивилизации замолчал. Как на ваш взгляд, что могло бы случиться, если бы он заговорил?

Понятия не имею! Я никогда не слышал, как он говорит. Вероятно, случилось бы что-то совершенно необычное – новая цивилизация, например.


Значит, пусть Он лучше молчит?

Нет, я так не думаю. Это нехорошо для человечества. Если говорить об этом серьезно, то стоит вспомнить, что все великие религии: иудаизм, христианство, буддизм, ислам – все они зародились на излете цивилизации. В тот момент, когда она подходит к своему концу, происходят великие духовные открытия, такие, как явление Иисуса Христа. И это порождает новую цивилизацию. Благодаря антропологии, мы знаем, что все цивилизации рано или поздно приходят в упадок, и их история завершается. Я уверен, что мы как раз находимся на таком пороге и срок жизни нашей цивилизации истекает, хотя окончание может затянуться от 200 до 500 лет. В качестве примера могу привести римскую империю, какой она была перед приходом христианства. Я думаю, что приходит время, когда Бог может заговорить более открыто.


Вы работали со многими группами юнгианских психологов. Не можем не спросить: чем, на ваш взгляд, выделяется уральская группа?

Открытостью, которой я не чувствовал ни в одной из групп. Я обеими руками за такую открытость. К сожалению, через одно или два поколения люди начинают закрываться, их практика становится рутиной. Психологический опыт перестает быть живым. У специалистов появляется ощущение, что они получают его из описаний и теории. В Швейцарии был серьезный кризис, который едва не расколол Институт Юнга в Цюрихе. Мы очень много спорили… И были вынуждены вновь открыть для себя, что бессознательное существует. Это оказалось совсем не просто, но оно было сильнее.


Значит, нас спасает новизна?

Да, точно!


Что бы Вы могли пожелать уральской юнгианской группе?

У меня очень хорошее предчувствие. Я только желаю, чтобы вы продолжали в том же духе. С той же спонтанностью и открытостью!


Большое спасибо!


Интервью взяла Елена Шабалина

 


Образ ведьмы в психике современной женщины

Интервью с Екатериной Терентьевой



Екатерина Терентьева, аналитический психолог, член Уральской Ассоциации Аналитической Психологии и Психоанализа, заместитель директора Центра Развития Глубинной Психологии.


Екатерина, наши читатели интересуются, какие материалы будут в «Temenos7». Знаю, что примерное название Вашей работы «Образ ведьмы в психике современной женщины». Можете поделиться, о чем это?

Это своего рода размышление о том, что значит образ ведьмы для современной женщины. Почему хотят быть ведьмами или, наоборот, боятся этого? Чем привлекает образ ведьмы и чем отталкивает? Откуда берутся ведьмы? И если это способность, которая может передаваться по наследству, то не избежать разговора об отношениях матери и дочери. На эти вопросы я пытаюсь ответить в статье. Да и сами ведьмы бывают очень разные: это и соблазнительные ведьмы из сериала «Салем», и завистливые мачехи из волшебных сказок, травящие своих падчериц яблоками, и отвратительные старухи, варящие колдовские зелья.


А чем Вас привлекает образ ведьмы? Вас, вообще, он привлекает или пугает?

Вот как раз в процессе работы я прихожу к выводу, что и то, и другое, поскольку никуда нам от образа ведьмы не деться – он является неотъемлемой частью любой женской психики. Привлекает возможностью доступа к тайному знанию, о котором молчат, некоему волшебству, которое управляет миром. К сожалению, расплатой за это часто становится пронзительное, а иногда и озлобленное одиночество. И это пугает.


Мне вот очень нравятся образы ведьм в фильме «Практическая магия». Там показано такое «женское братство», взаимная поддержка, которая в обычной жизни женщинам скорее не свойственна. Правда, мужчины, которые их любят, умирают…

Мне кажется, идея о том, что женщины не умеют дружить, подобна идее о том, что у женщины нет души. На мой взгляд, и та, и другая не имеют под собой реального основания. Возможно, они проистекают от крайне патриархального восприятия женщин людьми второго сорта. Для меня это подобно идее Фрейда о зависти к пенису.

Принято считать, что быть ведьмой - значит, обладать особой властью. В любых словарях ведьма трактуется как женщина, которая отдала свою душу дьяволу в обмен на власть. Любую. И это пугает мужчин и злит женщин. Однако еще более грустно, когда женщина отказывается от своей силы во имя того, чтобы оставаться рядом с мужчиной. К сожалению, от такого выбора проигрывают оба.


Как однажды заметил Юнг, там, где стремление к власти взяло верх, нет места любви…

С этим нельзя не согласиться. Но власть бывает разная. Для меня власть ведьмы - это то, что составляет природную силу женщины, ее суть. Но по каким-то причинам с ней утрачен контакт. Будучи отвергнутой, в искаженном варианте она может принимать образ фаллической матери. И тогда, действительно, нет места любви.

Так или иначе, чем глубже мы погружаемся в исследование темы женского, женственности и вообще феминного, тем больше мы понимаем, какой властью над миром оно наделено. И тогда вместе с властью неотвратимо проступает образ ведьмы. А интеграция ведьмы возвращает феминному утраченную целостность.

На мой взгляд, архетипическим прототипом любой ведьмы является Геката. Согласно греческому мифу именно Геката сыграла решающую роль в воссоединении Деметры и Персефоны. Она не только была свидетелем похищения Коры, но и помогала Деметре в ее поисках утраченной дочери. Вместе с тем Геката - богиня лунного света, преисподней и всего таинственного. Образ Гекаты за время своей истории претерпевал значительные изменения. Изначально Геката включала в себя всю полноту смысла феминного, в том числе покровительство материнству и маленьким детям. А по мере развития сознания она стала обитать в подземельях Персефоны и представлять собой страшное существо в сопровождении черных как ночь собак и чудовищ подземного мира.


И почему образ Гекаты так изменился?

Скорее, изменилось отношение к ней. В каком то смысле отношение к Гекате символизирует то положение, в котором в нашем современном обществе находится непринятая часть фемининности, связанная с ее изначальной властью. В процессе работы над статьей я стала понимать, что Геката – сложный образ, соединяющий в себе все три аспекта женщины: девушка, женщина, старуха. Я стала размышлять, что, возможно, способ отношения к Гекате зависит от уровня развития Эго. Отсюда я выделяю несколько периодов в жизни женщины и разного отношения с образом ведьмы. Начиная с детства, когда ведьма, действительно, может быть очень опасна. Детям не место в мире ведьм! И, заканчивая старухой - наиболее важным этапом, на котором завершается интеграция Гекаты, когда женщина понимает, что она не только принцесса, любящая жена, добрая мама, но и баба Яга – тоже она. Ведь все изменения в жизни прекрасных принцесс начинаются после встречи с ведьмой. И мне кажется, что начало этого путешествия к женской мудрости и целостности лежит именно в точке столкновения с ведьмой. Нужно съесть яблоко, чтобы хоть что-то случилось! Иначе женщина так и останется всего лишь дочерью своей матери.


Тема ведьмы в современном мире, конечно, «вкусная» и в последнее время весьма эксплуатируемая… И все-таки что лично Вас натолкнуло на эту тему?

То, что об этом снимают фильмы, только подтверждает, что людям это интересно! И это значит, что я сталкиваюсь с этой темой не только в сказках или на киноэкране, но и в аналитическом кабинете. И тогда мне важно понять, что значит ведьма в психологическом пространстве человека, в каком виде она там существует, какую роль играет. Ведь в каждой женщине живет ведьма; вопрос в том, насколько она готова это осознавать.


И как это переплетается в работе аналитика?

В своей работе я анализирую ситуацию идентификации женского эго с комплексом ведьмы. На символическом уровне это история о том, что бы случилось, если бы Гекаты не оказалось на месте, и лишенная проводника Деметра не смогла бы разыскать Кору. И тогда Кора, став Персефоной, навсегда осталась бы в подземном царстве, не имея возможности выхода на землю. Я хочу сказать, что в некоторых случаях аналитику приходится выполнять для своих клиенток функцию Гекаты, становясь связующим звеном между утраченным потенциалом женщины и ее способностью быть хорошей любящей матерью по отношению к самой себе. Это очень сложный и длительный процесс, и мне хочется надеяться, что мой опыт окажется полезным для читателей альманаха.


Спасибо за интервью, Екатерина, будем с нетерпением ждать, когда ваша статья появится в альманахе «Temenos 7».


Интервью взяла Елена Шабалина

О психологии зла и не только

           

         О ПСИХОЛОГИИ ЗЛА И НЕ ТОЛЬКО.   Интервью с Татьяной Каблучковой



В преддверии подготовки и сбора материалов к новому, уже седьмому, альманаху глубинной психологии "TEMENOS", мы решили пообщаться с нашими постоянными авторами и получить информацию в необычном для нашего издания формате – формате интервью. 


Татьяна Каблучкова, аналитический психолог, член Уральской Ассоциации Аналитической Психологии и Психоанализа", руководитель направлений "Конференции Ассоциации" и "Очные проекты.



Татьяна, Вы часто и продуктивно сотрудничаете с Альманахом «TEMENOS». И в седьмой номер наверняка уже что-то готовите?

Да, есть материал, который уже написан. Прошлый год был у меня весьма продуктивным в плане письменного творчества: я написала пять статей, из которых пока опубликовано только три. Кроме того, у меня есть ещё один материал, который хотелось бы опубликовать. Он как раз не теоретический, а касается практической работы с клиентом. В этой работе я стараюсь представить психическую динамику с позиции амплификации, базирующейся на египетской мифологии.

А о чем две другие работы и почему для Вас так важно, чтобы они вошли в седьмой номер?

Для меня эти работы - это опыт глубокого погружения в тему. Я стараюсь показать, как взаимодействует архетип и материя; ведь из этого взаимодействия вырастают любые формы неживой и живой природы, происходит их эволюция, на нем основаны всевозможные виды взаимодействий живых существ, включая человеческие отношения. Я исследую общепринятое ныне клише, обозначенное, как «психика внутри». Психические процессы рассматриваются как «внутренние» до такой степени, что это приводит к взаимозаменяемости терминов. В статье «Архетипическая типология» я описываю, каким образом человеческое сознание пришло к приравниванию функционирования физического тела и психической реальности. Я стараюсь показать, что эта тождественность кажущаяся. Она не соответствует истинной сущности психического, которая обладает собственной «промежуточной» природой. И не зависит напрямую от деятельности тела. И, конечно, не заключена в его физическую оболочку. Основная часть этой статьи посвящена рассмотрению функций человеческого сознания с позиции соотнесения их с работой телесных органов чувств. Я описываю, как формируется физическое тело человека в соответствии с его психическим потенциалом. И как затем в жизни это сказывается на его восприятии окружающего мира.

Помню, Вы уже говорили о «психике внутри» на XI Конференции УрААПП по глубинной психологии «Дети и Боги», которая проходила 24-25 мая в Екатеринбурге?

Да, верно, я сделала небольшой доклад, составленный из вводных мыслей этой статьи: обзор стадий развития человеческого сознания в историческом становлении человечества для того, чтобы показать, как психика воспринималась на каждой из них.

Эти темы Вы затрагивали еще в прошлом году… А сейчас над чем думаете?

Есть «грандиозная задумка» написать исследование на тему зла. Конечно, идея совсем не нова, но все статьи, книги, исследования, с которыми я познакомилась, не удовлетворили моего интереса к сути этого явления. Тема эта со мной уже давно.

Вообще, обычно я долго вынашиваю какую-либо тему, не обращаясь к ней напрямую. По несколько лет. А затем статья пишется очень быстро – пара-тройка недель, и всё готово. Так было, например, с темой Лилит. Впервые я заинтересовалась ею на первой конференции УрААПП. В своем докладе Роман Кононов сделал Лилит персонификацией архетипа «фальшивой невесты». Практически сразу мне захотелось добавить образу Лилит дополнительной психической функциональности, выходящей за рамки однозначной деструктивности. И это заняло четыре года.

Интересно, что ещё подтолкнуло Вас к исследованию темы зла?

Конечно, работы Марии-Луизы фон Франц, а конкретно – книга «Феномены тени и зла в волшебных сказках». Я взяла из неё прекрасно разработанную классификацию форм зла, и стала использовать в своих докладах и лекциях. Но всё же, при всей глубине этой книги, я не нашла для себя у фон Франц, чем же зло является по своей сути.

Вы хотите докопаться до сути зла? И какую практическую пользу Вы хотите извлечь из этого?

Прежде всего, мне хотелось бы встроить понятие «зло» в свою систему мировоззрения. Читая ФФ, у меня сложилось свое представление о природе зла. Люди часто используют этот термин в описании своих невыносимых переживаний. Для них зло – это не абстрактная религиозная категория, а часть жизни. Я хочу придать злу психологическое измерение, чтобы узнавать его в разных клинических историях. Сколько людей – столько и частных форм проявления зла, в основе которых лежит общая психологическая закономерность. Ее я и постараюсь описать.

А с какой частной формой зла Вы сталкиваетесь на практике?

Когда окружение как будто вытаскивает у человека «стержень» его личности, и использует его, как пустую оболочку для собственных нужд. Этот жуткий образ находит воплощение в фильмах ужасов про зомби. А так же отражает участь тряпичных кукол на руке кукловода.

Татьяна, а сами Вы читаете Альманах «TEMENOS» или только пишете?

Да, я обязательно читаю «TEMENOS», причём, по своей привычке, от корки до корки, пропуская только собственные статьи. Мне интересны взгляды коллег: читая их творческие выкладки, я нахожу новые ракурсы в рассмотрении предложенного теоретического или практического материала, а кроме того, если встречаю неточности и пустоты, они становятся для меня стимулом в собственных поисках. Интересна ещё новая рубрика «Переводы», которая расширяет «TEMENOS» до международного уровня, выводя его значение из местного в общероссийский формат глубинно-психологического издания.

Что Вы можете пожелать потенциальным читателям?

Интереса и творчества. Интерес к «TEMENOS» делает мир каждого шире, а творчество в прочтении «TEMENOS» заключается в собственной переработке предложенного другими. Читайте, интересуйтесь, творите сами – и мы, авторы «TEMENOS», с удовольствием прочтём ваше, тоже став его читателями.


Интервью взяла Елена Шабалина.

Материалы, не вошедшие в Temenos 5 (Рубрика "Впечатления")

Замысел представить в печатном издании рубрику "Впечатления" возник при подготовке Temenos 5. В ней мы планировали разместить отзывы на интересные мероприятия, в которых принимали участие сотрудники редакции альманаха в течении года. Однако на практике это удалось сделать лишь в следующем номере.  Тем не менее, мы рады познакомить вас с содержанием несостоявшейся рубрики, используя возможности сетевого размещения.


Такой могла бы быть обложка Temenos 5



Такой могла бы быть обложка Temenos 5...

Однако из-за своей несомненной мрачности она была забракована редколлегией. Было принято решение придерживаться теплой цветовой гаммы.

Тем не менее, решение, в котором иллюстрация целиком занимает нижних две трети фасада обложки было сохранено.



Публикации до 2008

    Нижеследующие работы взяты из двух первых номеров альманаха, который в начале своей истории (2002-2008) назывался "Уральский психоаналитический вестник". Подробнее в разделе "История проекта". 


Создать сайт
бесплатно на Nethouse